Мелиан Уэтфилд (София Павлова)
ЭЛЬФИЙСКИЙ КОСТЮМ
Призрачные, неуловимые, чарующе-красивые - всеми
этими эпитетами во все века люди наделяли эльфов. "Звездным народом"
называли их, и эльфам всегда было присуще врожденное чувство
прекрасного. Что в немалой степени выражалось и в их манере одеваться.
Сразу хочу оговориться, что в этой статье будет
рассмотрена одежда как толкиеновских эльдар (представим себе, что это
было на заре времен), так и одежда эльфов в кельтской культуре,
оставившей свой след в мифах и сагах.
Забегая вперед, замечу, что культура эльфийского
костюма, по всей видимости, куда более неизменна, нежели человеческая,
и тенденции ее на протяжении веков менялись крайне незначительно: если
в людской моде общее направление менялось чуть ли не каждое
десятилетие, то эльфийская мода имела устойчивые тенденции, менявшиеся
с течением веков крайне мало. Итак!
Что всегда характеризовало эльфийский костюм?
Исследователь эльфийской культуры Уолтер Эванс-Венц пишет, что со слов
видевших их "одеты эльфы были так же как и люди, только очень уж
чудно". Итак, необычность, отличность от людского костюма состояла
прежде всего в призрачности и эфемерности самих тканей, которые
стороннему наблюдателю казались то сияющим белым облаком (вспомним
толкиеновскую Галадриэль и ее белое одеяние), то перламутровыми
переливами ( Рианнон из легенды о Пауэле, принце Дайфеда).
Шотландский священник Роберт Кирк в 1691 году, в
своем трактате "Тайный союз эльфов, фавнов и фей" отмечал, что "женщины
эльфо-народа шьют, ткут и вышивают необычайно изящно, и есть ли продукт
( их действий) результат работы с земными материалами, или же это
неосязаемое сплетение радуг, и просто фантастическая имитация обычных
плодов долгих стараний смертных вышивальщиц - для понимания того
недостаточно всех наших способов и чувств." Как тут не вспомнить
эльфийскую вышивальщицу Фириэль и ее фантастические гобелены из
"Сильмариллиона" Толкиена! Опять же интересен тот факт, что эльфы, по
всей видимости, пользовались прозрачными тканями. Вспомним описание
Глорфиндейла: "За спиной всадника развевался плащ, капюшон был откинут.
Фродо показалось, что всадника окружает ореол света, пробивающегося
сквозь одеяния, словно оно было полупрозрачным" ("ВК", С-П, 1999,
с.301). Точно так же описана и ведунья Фейдельм из Сид Круахан:
"Девушка ткала бахрому, держа в правой руке станок из светлой бронзы с
семью золотыми полосками на концах. В зеленых разводах был плащ на ее
плечах, скрепленный на груди заколкой с тяжелым навершием. Сквозь все
одежды светилось ее тело, словно снег, выпавший в одну ночь…"
("Похищение быка из Куальнге", М, 1985, с 127). Такие их описания могут
говорить либо о том факте, что эльфы в определенные моменты жизни
излучали яркий свет ("Свет Амана видел Элу Тингол в лице Мелиан"), либо
о тонкости и прозрачности самих тканей. Отсюда можно сделать вывод, что
эльфам в незапамятные времена уже были известны секреты очень тонкого
ткачества. Скажем, вполне допустимы легкие, призрачные ткани, такие,
как шифон, газ или сетки из блестящих нитей.
Перейдем к толкиновским эльдар. Вообще, надо
сказать, что Профессор весьма неохотно дает описания эльфийских
костюмов. В лучшем случае можно узнать, в какие цвета был одет тот или
иной его персонаж: так, вала Йаванна появлялась в зеленом платье, а
одежды валы Эсте были серы, повелитель ветров Манве Сулимо появлялся в
голубых одеждах и с сапфировым скипетром, а одежды его супруги Варды
Тинтале сияли звездным светом; дочь Финголфина Аредэль Ар-Фейниэль
звалась Белой Девой нолдор, и одевалась всегда в белое с серебром, а
небезызвестный род Феанора предпочитал красное с черным… При этом
весьма сложно найти описание фасонов одежд, и потому мы можем
отталкиваться лишь от собственных предположений, продиктованных нам
элементарной логикой либо силой воображения. Так, одежды Валар как
Стихий представляются свободными и ниспадающими до земли, тогда как
эльдар скорее предпочли бы облегающие одежды, подчеркивающие их
совершенное сложение.
И все же и у Толкиена встречаются некоторые
описания, придерживаясь которых, можно "вычислить" облик его героев. К
примеру, на праздник сбора плодов Йаванны, в честь которого Манве
устраивал великий пир, Феанор, будучи в то время изгнанником, "не надел
праздничных одеяний - ни вышивок, ни серебра, ни злата, ни драгоценных
каменьев не было на нем".
( "Сильмариллион", М, 1992, с.68) И Сильмарилли,
которые обычно украшали его чело (по всей видимости, вделанные в обруч)
тоже остались в тот раз в Форменосе… Из этого легко можно сделать
вывод, что праздничные одежды эльдар украшались вышивкой серебряными и
золотыми нитями, а также драгоценными камнями. Или вот описание одежды
красавицы Арвен Ундомиэль, дочери Элронда: "Серебряная сетка,
покрывавшая ее голову, сияла мелкими бриллиантами; мягкое серое платье
не было украшено ничем, кроме пояска из серебряных листьев" ("ВК", С-П,
1999, с.321). Изыскано, не правда ли? И опять же, это говорит, что
эльфийский костюм имел тенденции к украшательству: поясок из серебряных
листьев у Арвен, или пояс Золотинки, надетый к зеленому платью,
"шелестящему, словно ветерок в цветущих речных ивах", "был из золота -
цепочка ирисов с бледно-голубыми глазками незабудок" (что, видимо,
достигалось использованием драгоценных камней или цветной эмали - "ВК",
с.180).
Еще у Профессора можно почерпнуть тот факт, что
эльфы любили украшать себя драгоценными камнями: вспомним тот же
Элессар Арагорна или Феанора и его страсть украшать свое чело
сильмариллями, о чем уже говорилось выше. Также интересен факт, что
Толкиен называет эльфийским камнем берилл, оставленный у дороги
Глорфиндейлом для Арагорна в качестве условного знака. Из ирландских
саг известен и еще один "эльфийский камень"- горный хрусталь. В
сочетании с белой бронзой этот камень открывал дорогу в мир Сидов -
Волшебных холмов… Сделанный подобным образом пояс вместе с мифриловой
кольчугой достается хоббиту Фродо от дядюшки Бильбо Беггинса: он был
"из хрусталя и перламутра".
Эльфы чрезвычайно редко склонялись к головным уборам: судя по описаниям
у Толкиена, это в лучшем случае капюшоны плащей, накинутые на волосы.
Волосы же эльфы предпочитали длинные, и украшали их венцами с
драгоценными камнями или серебряными или золотыми сетками (см. выше). У
Элронда, например, "темные, как сумерки, волосы охватывал серебряный
обруч" ("ВК", с.321).
Чрезвычайно впечатляет также описание лориэнских
плащей, которые Галадриэль дарит гостям на память о Лориэне: "Это были
плащи из легкой, но теплой шелковистой ткани - такую ткут только
Галадримы. Какого она цвета, сказать было трудно. Сначала Фродо
показалось, что серого, с оттенком лесного сумрака; но когда складки
меняли расположение или если менялось освещение вокруг, ткань
превращалась в зеленую, как листья в гуще тенистого леса, или бурую,
как сжатое поле к ночи, или тускло-серебряную, как вода в звездном
свете. У шеи каждый плащ скрепляла застежка в виде зеленого листа с
серебряными прожилками (опять же - эмаль?- авт.).
Это красивая одежда, - заметил старший из эльфов, - из добротной домотканой материи, - ведь и ткали и шили эти
плащи у нас в Лориэне. Но одежда эта эльфийская, и этого у нее не
отнимешь. Они вобрали в себя всю красоту Лориэна и все оттенки лесных
сумерек, все, что мы любим, ибо в то, что мы создаем, мы всегда
вкладываем память о том, что любим." ("ВК", с.521) То есть - эльдар
любили переливчатые ткани, меняющие цвет: в наше время такими
свойствами обладает, к примеру, тергал.
А теперь перенесемся в Благословенную страну Эйре
(Ирландию), в истории которой тоже огромный след оставили эльфы.
Описания костюмов героев из народа Туата де Даннан пестрят золотыми и
серебряными вышивками, драгоценными камнями и - что особенно
удивительно - в то давнее время им была знакома парча! К примеру, вот
что замечает герой Фер Диад легендарной королеве Медб:
У тебя, Владычица круаханских холмов
Зычен голос и воля крепка!
Так неси же парчу, неси шелка,
Серебро и золото, и жемчуга -
Я все, что сулила, принять готов!
("Похищение быка из Куальнге", М, 1985, с 237)
А вот - описание одежды знаменитого героя Кухулина,
прозванного "псом Кулана": "На нем чудесная, дивно сработанная алая
рубаха с пятью складками. Золотая пряжка на белой его груди у ворота -
с полной силой бьется о пряжку грудь. На нем светлый плащ с накидкой,
изукрашенный сверкающей золотой нитью." Тут же дано и описание его
возничего: "Перед ним вижу я возничего, стройного, с веснушками на
лице. Голова его вся в волнистых ярко-золотых и алых волосах, что
сдерживает бронзовая сетка, не дающая им падать на лицо. Золотые бляхи
с обеих сторон в волосах юноши. На плечах его плащ с разрезами, а в
руках жезл из красного золота, которым он правит конями" (сага
"Сватовство к Эмер" - "Похищение быка из Куальнге", с. 32).
Приведу еще несколько описаний одежд из ирландских саг. Итак, сама
Медб: " Женщина высокая, прекрасная, длиннолицая, бледная, с
золотистыми прядями волос. На ней был пурпурный плащ, а в нем на груди
золотая заколка. Прямое, остроконечное копье сверкало в ее руке". ( Там
же, с.275)
"Приблизились ко мне два мужа, Ол и Отине,
пышноволосых, одетых в плащи голубые, с серебряными заколками на груди.
На шее каждого был обруч чистейшего белого серебра." (с.275)
"Были одеты они (два сына Айлиля и Медб) в два
зеленых плаща, с заколками из белого серебра на груди. Были на них две
рубахи тонкого золотистого шелка. Два меча с блестящими рукоятями
висели у пояса юношей. Два сверкающих щита несли они, изукрашенных
ликами зверей из белого серебра". (с.277)
"Вдруг увидела она что-то, и был это плывший по
морю серебряный корабль, немалый на вид… Увидела на нем Эри прекрасного
воина. Платье его было расшито золотой нитью, а рубаха золотыми
узорами. Золотая пряжка была на его груди, и от нее исходило сияние
бесценного камня. Пять золотых обручей были на шее воина, что нес меч с
золотой рукоятью, изукрашенной серебром и золотыми заклепками." ( сага
"Битва при Маг Туиред",. С.353)
Можно сделать общий вывод из всего
вышеприведенного: народ Туата де Даннан, судя по костюмам, не сильно
отличался от толкиновских эльдар: те же золотые вышивки и камни, те же
пряжки на груди и серебряные сетки на волосах!
Если позволите, приведу еще несколько примеров
женского костюма. Тут опять же присутствует эфемерность тканей и
перелив цветов. Характерны для Ирландии также смелые цветовые
сочетания. Так, в саге о Бекуме Белокожей ее героиня Бекума Кнейсгель,
сосланная за измену мужу из Волшебного мира в мир низший - к людям,
надевает свое лучшее зеленое платье, и к нему красный(!) плащ, скрепляя
все это великолепие застежкой-фибулой из белой бронзы. На ноги она же
надевает сандалии из белой бронзы, украшенной горным хрусталем.
Согласно преданиям, именно белая бронза и хрусталь делали представителя
мира Сидов на земле как бы защищенным, и с помощью этой же бронзы можно
было всегда вернуться в Сиды.
А это - женщина из Волшебной страны, которую
встретил у источника король Ирландии Эохайд Фейдлех: "Красный волнистый
плащ с серебряной бахромой был на той женщине, и чудесное платье, а в
плаще золотая заколка. Белая рубаха с длинным капюшоном была на ней,
гладкая и прочная, с узорами красного золота. На груди и плечах с
каждой стороны скрепляли рубаху золотые и серебряные пряжки с
диковинными ликами зверей. Солнце освещало женщину и всякий мог видеть
блеск золота на зеленом шелке. Две косы цвета золота лежали на ее
голове, и в каждой было по четыре пряди с бусинами на концах". (сага
"Разрушение дома Да Дерга", из "Преданий и мифов средневековой
Ирландии", М, 1991, с.102).
Очень трудно (и чрезвычайно скудно) обстоит в
легендах дело с фасонами одежды. Единственное, что можно сказать -
зачастую описываются свободные одеяния из легких тканей. Вот, например,
описание прекрасной Сир Айбормейф (Каэр), явившейся Энгусу, сыну Дагды,
верховного короля Туата де Дананн:
"Однажды ночью ему приснился сон, что он слышит
шуршание шелка, чувствует запах цветущей яблони и видит мерцание света
в темноте. Потом появился столб света, превратившийся в женщину. Она
назвала принца по имени и сыграла ему на лютне мелодию…"
Энгусу удалось разыскать возлюбленную, увиденную во
сне, среди холмов Галлион у волшебного озера: "Он заметил среди камыша
молчаливую компанию фей, одетых в белые, как цветы яблони, свободные
одежды, развевающиеся на ветру. Женщины двигались парами, скованные
серебряными цепочками. Только одна из них оставалась в одиночестве, она
была повыше остальных, и на ней была золотая цепочка". ( "Феи и эльфы",
М, 1996, с.27)
А вот - описание эльфийского рыцаря по имени Тэм
Лин, появившейся перед красавицей Жанет: "Это был… высокий и бледный
рыцарь, закутанный в шелковый плащ на молочно-белом коне, чело украшал
золотой обруч". ( там же, с.101)
Примечательно также описание прекрасной эльфийки из
легенды о рыцаре из Кента: "Прекрасная женщина вышла на дорогу, и
встала перед ним. Казалось, что ее окутала заря, ведь ее платье было
цвета лепестков розы, а голову венчал каскад огненных волос…" (Там же,
с.110)
Итак, что можно посоветовать в помощь воссоздающим
неуловимо-прекрасный облик эльфов? В первую очередь - не исходить из
небезызвестного принципа "я его слепила из того, что было", мотивируя
это тем, что "эльфы - все равно сказка", и "никто не знает, как они
выглядели на самом деле". Советую еще раз перечитать все книги об
эльфах, включая как фэнтези, так и саги, мифы и предания, к счастью,
сохранившие для нас описания этого дивного народа.
Гораздо лучше попытаться представить себе те
далекие времена, и, исходя из принципа целесообразности, постараться
вникнуть в процесс создания эльфийского костюма. Например, я
категорически не согласна с теми, кто использует для эльфийского
костюма современные синтетические ткани. Почему? Да потому, что
изготовление таких тканей в современных условиях требует довольно
широкомасштабного производства: особых станков, заводов, чего у эльфов
согласно всяческим легендам не наблюдалось - напротив, все время
подчеркивалось, что они ткали вручную. С другой стороны, я не согласна
и с теми, кто впадает в другую крайность и намеренно ограничивает
реконструкцию эльфийского облика неизменными льном и шерстью: вот, мол,
чисто природные материалы! Если исходить из многочисленных описаний,
эльфам были знакомы и шелковые ткани, и шифон, и даже парча! В такой
магическо-биологической цивилизации, какой ее создавали эльфы
изначально, представить себе шелковичных червей и шелковичные деревья
вполне допустимо. Опять же, имели место и парчовые ткани, и золотые
вышивки (см. выше), так что использование их сегодня в эльфийском
костюме вполне возможно.
Также диковато смотрятся в эльфийском костюме
изделия из пластмассы, как то всевозможные крючки, пуговицы и др. На
мой взгляд, надо отдать предпочтение металлическим их аналогам.
Попробуем обобщить все вышеизложенное.
Мужской костюм: рубаха нижняя - из шелка или из
очень тонкого льна, на ней - верхняя рубаха с разрезами (по сагам -
платье) - может быть как из шерсти (желательно - мягкой типа кашемира),
так и из кожи (эльфы, как гласят предания, охотились), узкие штаны
(сравнительный аналог - шерстяные средневековые шоссы, а не
синтетические лосины с вещевого рынка!) и либо сапоги из мягкой кожи с
острыми носами, либо - средневековые ботинки из мягкой кожи с кожаными
же подошвами (вспомните неслышную поступь эльфов!). Поверх всего - плащ
с капюшоном (может быть как пришитый к плащу, так и надеваемый отдельно
- типа "худ".
Костюм дополнялся массой аксессуаров: кожаный
ремень (все равно, гладкий или плетеный из ремешков), на нем - сумочка,
украшенная всяческими орнаментами (могут быть как кельтские, так и
растительные орнаменты). Возможно использование фляги, прикрепленной к
ремню: у Глорфиндейла, к примеру, была кожаная фляга, украшенная
серебром. Не стоит также забывать о вышивках и аппликациях (последние
лучше делать вручную!).
Женский костюм: рубаха из шелковой либо льняной
ткани (может быть из полупрозрачного шифона), на ней - верхнее платье
либо из более плотного шелка, либо из шерсти или бархата. Платье
струится свободно, никаких кринолинов и металлических каркасов для юбок
эльфы не знали. Верхнее платье может быть как свободным, так и
облегающим фигуру (клиновидный покрой, или боковые шнуровки). Верхнее
платье, будучи узким, может иметь разрезы по бокам. Костюм дополнялся
плащом с капюшоном, который венчала нарядная застежка. Она могла быть
как по центру (аграф), так и двусторонней, соединенной цепочкой. Как
мужские, так и женские костюмы обильно украшались вышивкой серебряными
или золотыми нитями, а также дополнялись аксессуарами: для женского
костюма это богато украшенный пояс, металлический либо тканый вышитый.
Женский пояс застегивался застежкой типа фибулы (либо завязывался) по
центру талии, концы его свободно свисали вниз. Женская обувь - те же
исторические ботинки, только более изящной формы и зачастую из цветной
кожи.
Сочетание цветов в одежде может быть ЛЮБЫМ! Вот
только верхняя одежда чаще бывала темнее нижней. Ирландцы же
предпочитали самые неожиданные сочетания цветов, пример - красный и
зеленый, тогда как толкиеновские эльфы предпочитали скорее
серебристо-серые либо зелено-синие тона.
Теперь - о прическах. Если вы почему-либо не
удосужились завести венец (эльфийский вариант - с камнем в середине
лба), можете убрать волосы под серебряную сетку, или заплести косы,
украсив их бусинами ( см.выше). Мужчины чаще носили волосы распущенными
по плечам, а в отдельных случаях из передних волос на затылке собирался
хохолок (как пример - прическа Леголаса в фильме "ВК"). Исторически
подобные прически носили древние германцы, еще в эпоху Римской империи.
Главное же - помнить о том, что эльфам всегда было
свойственно чувство прекрасного. И тогда костюм у вас получится чисто
эльфийский.